24 марта 2013 г. в Фонтенбло было продано обручальное кольцо Жозефины, подаренное ей Наполеоном в 1796 г. Вот оно:
Обручальное кольцо Жозефины. Золото, бриллиант, сапфир. Диаметр 18 мм. Кон. 18 в. Частная коллекция. (Обратим внимание на то, что никаких надписей на кольце нет, вопреки легенде, что Наполеон заказал на обручальном кольце надпись).
На сайте аукционного дома Osenat, проводившего торги, сообщается, что это кольцо происходит из коллекции Виктора-Наполеона (1862-1926), внука младшего брата Наполеона Жерома Бонапарта. Первоначально кольцо хранилось как семейная реликвия у Наполеона III, который, как известно, приходился племянником Наполену и внуком Жозефине. Именно он и обнаружил это кольцо в семейных коллекциях. В описи вещей, принадлежавших его семье, значится "кольцо с сапфиром и бриллиантом, подаренное Бонапартом Жозефине на свадьбу" (Archives Nationales, 400 AP 79).
Обручальное кольцо было продано за 730 000 евро. На одном французском форуме я прочитала, что имя покупателя не разглашается, но известно, что это иностранец, то есть не француз. Кто-то пошутил, главное, чтобы это не оказались англичане, австрийцы или русские, а то Наполеон бы в гробу перевернулся. Другой участник форума заметил, что Наполеону все равно, потому что это может оказаться вовсе не кольцо Жозефины и ничего подобного он ей никогда не дарил. На этой почве развернулась любопытная дискуссия о подлинности кольца, а точнее о его принадлежности заявленной владелице.
Честно говоря, когда я впервые прочитала эту новость, мое первое чувство было недоумение. Меня очень удивило, что такая в высшей степени мемориальная вещь, не является государственной собственностью и не находится в каком-нибудь музее. Потом я подумала, что это же Франция и что там вполне такой раритет может являться частной семейной собственностью. Но тогда у меня возник следующий вопрос - почему государство не купило эту ценность на аукционе. Неужели жалко было 730 000 отдать на благое дело? Тут и у меня, как и у того французского участника форума, появилось подозрение, правда ли это то самое кольцо. В общем в данный момент я , как говорится, метаюсь в непонятках. У меня уже появились свои аргументы "за" и "против".
Что касается "за". Надеюсь, что перед тем, как выставить изделие на продажу, над его атрибуцией поработал не один профессионал. Вряд ли стали бы настолько уверенно определять кольцо и его принадлежность. В противном случае могла быть выдвинута формулировка "возможно", "предположительно", как это часто делается в таких случаях.
Кроме того, семейная легенда, наверное, возникла не на пустом месте. Почему-то именно эта вещь связывалась с именами Наполеона и Жозефины. На каком основании стали бы тогда называть это кольцо их обручальным кольцом?
Теперь аргументы "против", которых получилось гораздо больше. Во-первых, нет никаких других доказательств, за исключением семейной легенды. Кольцо появляется только при Наполеоне III, а до этого ни в документах, ни в других исторических источниках о нем не упоминается. Лично я не очень-то доверяю историческим версиям, сложившимся во времена Второй империи, так как тогда усиленно создавали наполеоновскую легенду, придумывали всякие романтические небылицы или сильно приукрашали быль. Вспомнить хотя бы историю с душистой фиалкой, которая якобы была любимым цветком Жозефины. Ну а в случае с кольцом романтическая аналогия сама собой напрашивается: Наполеон-Жозефина, Наполеон III - императрица Евгения. Это знак, что племянник обнаружил колечко, которое для его дядюшки и бабушки так много значило (че-то прям даже неожиданноТолкиеном повеяло).
Во-вторых, диаметр кольца 18 мм, а диаметр других колец, принадлежавших Жозефине 20 мм. Два миллиметра - достаточно ощутимая разница для окружности пальца. Вот, например, кольцо из Отдела предметов искусства Лувра (отдел находится в Мальмезоне):
Кольцо Жозефины с монограммой "NB". Золото, эмаль. Диаметр 20 мм. Ок.1796. Отдел предметов искусства Лувра. (А вот на этом кольце надпись имеется: «amour sincère»).
Оно было подарено Жозефине Бонапартом в том же 1796 г. Можно, конечно, предположить, что Бонапарт, покупая обручальное кольцо, ошибся с размером. Либо эти два кольца 1796 г. предназначались для ношения на разных пальцах, например, на указательном и на безымянном.
В-третьих, странно, что на портретах Жозефины нигде не встречается это интересное кольцо. Почему ни один художник не изобразил во всей красе такой ценный для обоих супругов символ их любви и брака? Даже если любви на самом деле не было, все равно Жозефина часто подчеркивала уважительное отношение к мужу, надевая украшения с его портретами, а также подаренные им вещи и драгоценности. Лично мне удалось найти только два полотна, на которых на указательном пальце Жозефины заметно что-то отдаленно напоминающее это кольцо. Один - работы Жерара, второй - Ризенера.
Ф.Жерар. Портрет Жозефины. 1801. Гос. Эрмитаж.
Ф.Ризенер. Портрет императрицы Жозефины. 1806. Мальмезон.
Но как видим, в поле нашего зрения на кольце везде только один камень, а не пара. Кроме того, Жерар достаточно отчетливо показал на безымянном пальце левой руки Жозефины золотое кольцо безо всяких крупных драгоценных камней.
Такие кольца сплошь и рядом встречаются на тех же самых пальцах на портретах замужних женщин той поры. Я думаю, что это и есть обручальные кольца.
В-четвертых, кольцо уж очень подозрительно хорошо сохранилось. На фото не видно ни малейшего следа деформации в процессе длительной носки. Для сравнения другое кольцо Жозефины 1796 г. искривлено, потерто. Даже массивное коронационное кольцо 1804 г., которое она вряд ли носила непрерывно, выглядит более потрепанным, чем обручальное:
Коронационное кольцо Жозефины. Золото, гранат, бриллианты. 1804. Мальмезон.
Кажется, что обручальное кольцо либо вообще не носили, либо надели один-два раза. Вот такие размышления по поводу этого ювелирного изделия, которое стало сейчас предметом чьей-то гордости и, возможно, уже уехало из Франции.